Мужская танцевальная обувь
Когда начинающие звонят по телефону и спрашивают о том, как там, что за танцы, практически всегда партнерши спрашивают про танцевальную обувь. Партнеры — редко.
На первые занятия практически все, кто пришел сам, а не был приведен другом или подругой, занимавшихся или занимающихся бальными танцами, приходят в чем попало. Большая часть партнеров (далее пойдет речь только о них) догадывается о том, что одеваться надо на бальные танцы не так, как на дискотеку. Они приходят в рубашке, брюках и тех туфлях или ботинках, в которых они ходят каждый день или в лучших туфлях, которые они обычно одевают на экзамен, ходят у себя на работе… Меньшая часть приходит в кроссовках, кедах, иногда даже чешках и другой спортивной обуви. Постепенно, кто раньше, кто позже, приходят к пониманию необходимости приобретения нормальной танцевальной обуви.
Почему? Чем она отличается от той, которую продают в обычных обувных магазинах?
1. Танцевальная обувь предназначена для паркета
Поэтому подошва у нее, независимо от программы, тонкая и кожаная. Обувь для повседневной носки делается на толстой, из специального сплава подошве, основной задачей которой является — как можно дольше продержаться, соприкасаясь с асфальтом, мрамором, бетоном, брусчаткой… Специальная обувь для приемов, банкетов, предназначенная для паркета, стоит существенно дороже, при этом подошва все равно чаще всего не кожаная. Жесткая подошва придает уверенности и не дает ощущения (для бизнесменов), что ты совсем босиком.
2. Сцепление с полом
Почти всю танцевальную жизнь Марис Лиепа, известный балетный танцор, пытался создать специальный институт, который бы занимался покрытиями танцевальных полов, в частности, в балете. Есть два момента — угол наклона пола, который в Большом — один, а в Мариинском театре — совсем другой. И коэффициент трения, который зависит от паркета (из какой древесины), от лака (как часто лакировался, чем, слой лака) и того вещества, которым часто посыпают паркет для лучшего сцепления с полом. Сейчас за рубежом фирмы создают и продают танцевальный линолеум, который имеет самые разные коэффициенты трения и предназначен для бальных танцев,
Обувь из обычного обувного магазина бывает, чаще всего, двух типов — с прорезиненной подошвой и «пластиковой» подошвой. Первая дает танцору огромное чувство уверенности в себе — она не скользит! С другой стороны, в ней невозможно делать повороты и очень неудобно делать скользящие движения, особенно танцевать стандарт. Обувь на «пластиковой» подошве скользит. Если же посыпают пол, то иногда танцор чувствует себя, как на лыжах (под нос — одну мазь, под ногой — другая мазь). Парафин налипает на ботинки
Танцевальная обувь крупных фирм имеет оптимальный коэффициент сцепления с полом — с одной стороны, удобно делать вращения, скольжения, с другой стороны, удобно выталкиваться. Есть, конечно, тренеры, которые говорят, что опытный танцор нигде не скользит. Конечно, это так… Но и обувь то у опытного танцора какая? А у Вас? Вероятность того, что обычная купленная Вами обувь будет иметь такой же коэффициент сцепления с полом, не очень велика…
Кстати, сцены имеют определенный угол наклона к зрителям, поэтому танцоры в Большом театре должны учитывать этот наклон. Крупные танцевальные площадки тоже имеют угол наклона, точнее, площадка должна быть выше к центру и ниже по краям. Поэтому часто латиноамериканские пары выбирают один из двух вариантов танцевания — в центре или по периметру, а европейские пары в центр площадки двигаются тяжелее, чем наружу.
3. Сгибаемость подошвы
Практически во всей обуви есть супинаторы — это такая пластинка, которая находится под подошвой, начинается от каблука и идет
Латиноамериканскую обувь можно согнуть так, что носок коснется каблука, причем как через подошву, так и в другую сторону. В европейской обуви, для отработки переката, супинатор длиннее. Попробуйте согнуть свою обувь, в которой вы обычно ходите… Только подошву не сломайте…
4. Верх обуви, подъем
На самом деле часто носок не удается оттянуть не только
Кстати, лакированная обувь в процессе носки обычно сжимается, нелакированная — растягивается, и некоторые педагоги советуют лакированную покупать на полразмера больше, нелакированную — на полразмера меньше.
5. Форма обуви
Крупные танцевальные фирмы уже много лет работают над созданием оптимальной формы танцевальной обуви — формы подошвы, верха, шнуровки, каблука. С одной стороны, обувь должна выглядеть очень хорошо, сочетаться с костюмом, программой, с другой стороны, в ней должно быть удобно танцевать.
Обувь для европейской программы создает впечатление устойчивости, длинности — иногда кажется, что партнеры чуть ли не в ластах танцуют, при этом обувь выделяется на фоне костюма, например, лакировкой. В латиноамериканской программе чаще всего обувь сливается с костюмом, акцент зрителей попадает на каблук, линия обуви плавно переходит в линию брюк, носки обуви скорее острые, чем тупые.
Обычная обувь имеет огромное количество различных форм, но вряд ли при их создании модельер думал о том, что в ней придется танцевать, как она при этом будет выглядеть.
Есть ещё некоторые малозначительные отличия, способы пошива, шнуровки, покраски
А теперь — некоторые советы:
- Спортивная обувь не предназначена для спортивных танцев, особенно бальных. Для
рок-н-ролла — возможно, но не для латиноамериканской и европейской программы. Мощные кроссовки не только смотрятся плохо, тренировки в них скорее приносят вред, чем пользу. - Если у вас есть деньги, но не очень много, то стоит сразу купить танцевальную обувь, даже малоизвестных фирм — все равно будет лучше по сравнению с обувью на подошве в 1 см, негнущейся и тяжелой.
- Если у вас есть больше денег — не покупайте обувь малоизвестных фирм. Сейчас, на волне танцевального спроса, многие фирмы, не сумевшие научиться производить обычную обувь, переключаются на производство и продажу танцевальной обуви. Фирмы, раньше валявшие валенки и отливавшие галоши, реализуют танцевальную обувь через различных «тетенек», с которыми необходимо созваниваться по телефону, выходят на руководителей студий, получающих от продажи обуви определенный процент и начинающих активно навязывать обувь своим ученикам (при этом сами одевающие только Supadance). Новые фирмы ничего не знают о форме обуви, о многом, о чем написано в этой статье. Зато они осведомлены о состоянии наших танцевальных полов, о чем иностранные фирмы часто забывают. В обуви даже известных фирм подошва приклеена легко, так как на западе полы обычно ровные, и она ни за что не зацепляется. В наших условиях подошва начинает быстро отрываться, зацепляясь за торчащие паркетины. Но достаточно несколько раз подклеить «моментом», и обувь будет служить намного дольше. Известные российские обувные фирмы чаще всего крепче приклеивают подошву…
- Если денег совсем мало, купите сначала стандарт. Танцевать стандарт на высоких каблуках —
во-первых , неудобно,во-вторых — ломается позиция. Поменяв высоту каблука, придеться менять позицию, то есть, практически, учиться заново танцевать… - Есть известные в мире фирмы — Supadance, Freed of London, Diamant, International… Есть известные российские фирмы — Аида, Galex, Эста… Выбирая обувь, стоит прислушаться к рекомендациям знакомых — какая обувь удобнее и какая дольше носилась. Но обувь бывает из разных партий, сделанная в разное время, меняется состав клей и кожи, в крупных фирмах огромное количество моделей обуви… Реально российская обувь отличается от иностранной так же, как и автомобили… Хотя… Производители иностранной танцевальной обуви выпускают её уже почти 100 лет, российские — почти десять. Можно ездить на Мерседесе, а можно — на Запорожце, при этом можно доехать из пункта A в пункт B, но с разными усилиями. Прежде, чем приобретать обувь, попросите у знакомых танцоров померить обувь различных фирм, наших, иностранных. В какой будет удобно, ту можно купить…
- Профессиональные танцоры шьют обувь на заказ.
Все-таки обувь даже очень известных фирм шьется на некоторые ноги усредненной формы, подъема, усредненной длины пальцев, для сочетаемости с некоторым усредненным костюмом. Шить обувь нужно, если у васкакие-нибудь оригинальные ноги — слишком узкая стопа, широкая, не тот подъем, оригинальный свод стопы (это там, где бывает плоскостопие)… С одной стороны, это дорого, с другой — часто результат бывает печальным… Если ноги обычные, то обувь имеет смысл шитьгде-то с B класса, подходя к выбору обувщика с особой тщательностью… Обычно цена определяет качество, пошив стоитгде-то в два раза дороже обычной российской танцевальной обуви той же фирмы, ногде-то в два раза дешевле обуви иностранных фирм. - Частота тренировок. Есть ещё такой показатель, как износ обуви. Подошва отрывается, сначала впереди, потом по бокам. Затем протирается, чаще всего под большими пальцами, сначала под пальцем правой ноги. Каблуки стесываются, в основном, внутрь. Сначала стирается кожа, потом материал, из которого состоит каблук. Нитки, которыми крепится верх, рвутся и образуются дыры между верхом и подошвой. Со всеми этими проблемами можно
как-то бороться. Начинаются они в зависимости от частоты тренировок и качества обуви, раньше или позже. Например, подошваSupadance-латина толще подошв моделей обуви других фирм. Для детей лучше приобретать дешевую обувь, поскольку ноги растут быстро… Бывает, правда, что обувь снашивается быстрее. Но все равно лучше купить дешевую обувь, а оставшиеся деньги потратить на индивидуальные занятия — для детей групповые занятия веселей, а индивидуальные — полезнее. Когда-то в дискуссиях на сервере обсуждалось, как лучше шнуровать обувь,крест-накрест , через одну петлю и ещё куча вариантов… В этом минимальное рациональное зерно есть, все равно что обсуждать оптимальную длину ногтей партнерши в европейской программе. Большинство уважающих себя фирм продает танцевальную обувь уже зашнурованной, при этом шнуровка отвечает некоторым средним стандартам «удобности» и оптимальности. Стандартная обувь шнуруется обычно симметрично, в каждую петлю, крест — накрест. Латиноамериканская — шнурок пропускается через внутреннюю верхнюю петлю под низ и затем снизу шнуруется в один заход вверх, то снизу, то сверху. На двух туфлях получается шнуровка по диагонали внутрь (разная для правой и левой ноги). Но должен почеркнуть, что шнуровка — дело совсем не главное!
Легкого всем паркета и удобной танцевальной обуви!
По материалам Берендакова Вячеслава