Звоните, записывайтесь:
(495)
(495)


 

Венский бал

Билет, который каждую Золушку делает принцессой

Залитые светом дворцы,
музыка Иоганна Штрауса —
с легкими ритмами вальса
в Вене ежегодно возрождается
дух вечной сказки.

Зимой «сезон балов» стремительно врывается в быт австрийской столицы, преображая размеренную жизнь её обитателей. Венцы — счастливые люди, у них есть этот волшебный «танцевальный марафон», другая реальность, в которой можно легко забыть о будничной суете и заботах.

С января по март в Вене проходит около трехсот балов. Старт этому празднику музыки и танца дает под Новый год знаменитый Императорский бал во дворце Хофбург, на который съезжаются туристы со всего мира. Более шести тысяч гостей уже на парадной лестнице встречаются с «хозяевами» бала (в костюмах императора Франца Иосифа и его жены Елизаветы) и сразу попадают в атмосферу эпохи Габсбургов — торжественную и величественную. Как и на всех венских балах, здесь непременно звучат вальсы Иоганна Штрауса, хотя в разных залах Хофбурга играют несколько оркестров и можно выбрать, что танцевать — самбу, танго, румбу или рок-н-ролл. Традиция венских балов сравнительно молода, хотя время их проведения связано с древними праздниками: римскими сатурналиями и европейскими проводами зимы — Масленицей, или «фашингом», как это здесь называют. До XVIII века в Вене и других городах Европы Масленица сопровождалась массовыми карнавальными шествиями. Нередко всеобщее веселье под прикрытием карнавальных костюмов и масок принимало бурный характер, гулянья часто заканчивались драками и даже убийствами.

Подобное положение дел не устраивало австрийскую императрицу Марию Терезию, и по её распоряжению были установлены правила, регламентирующие проведение фашинга. Запрещалось ношение масок, праздник с улиц был перенесен во дворцы, строго ограничивалось число гостей (простому люду ничего не оставалось, как переместиться в кабаки и таверны). Лишь во времена правления сына Марии Терезии Иосифа II часть ограничений была снята. Балы в Хофбурге стали доступны всем (кроме прислуги), вновь было разрешено скрывать лицо под маской, правда, только в залах дворца. Танцы под крышей быстро вытеснили уличные гулянья, а изысканная атмосфера балов стала отличать Вену от других европейских городов, где на Масленичной неделе царил простонародный дух карнавала.

Каждый венский бал имеет свое настроение и неповторимый характер. Немалую роль играет сохраненный со времен цехового средневековья дух корпоративности венцев. Свои балы организуют юристы и врачи, возницы фиакров и владельцы кафе, пожарники и офицеры, слесари и здешние цыгане, охотники и студенты… На бал охотников по традиции приходят в национальной австрийской одежде: платьях «Dirndl» и костюмах из зеленого сукна «Loden». На бал Рудольфина-редут, проводимый во дворце Хофбург с 1910 года католическим союзом студентов, молодые люди являются в желтых, малиновых, зеленых, оранжевых, синих, красных беретах… Здесь собирается вузовская молодежь со всей Австрии, и цвета беретов означают принадлежность к различным студенческим объединениям. Другая дань истории — непременная лотерея и подарки гостям бала. Какими эти сувениры были раньше, можно увидеть на стендах музея Штрауса в Вене — брошки, веера, игрушечный паровозик, медальон, иконка, миниатюрные книги в железном сундучке, бальная записная книжка с карандашиком… И сегодня гостям хочется иметь какой-то сувенир на память о проведенном вечере. На балу садовников дамы получают в подарок цветок, а если повезет в лотерее — комнатное растение в горшке; на балу меховщиков приз — норковая шуба, на балу кондитеров выбирают «королеву вечера» и торжественно вручают мешок конфет и пирожных, равный её собственному весу… Kаждый год устроители вносят какие-то новшества — меняют девиз или темя бала, декорации, подарки. В этом году владельцы венских кафе выбрали для своего бала тему «Франция в Вене», а залы дворца Хофбург собираются преобразить в традиционную венскую кофейню. На балу кондитеров для гостей испекут три тысячи тортов.

Важно и место проведения бала — Венская опера, ратуша, концертный зал, гостиница, клуб или просто школа. До 1993 года балы проходили и в летней резиденции Габсбургов — дворце Шенбрунн. В ХIХ столетии там собирались довольно часто, хотя подготовка требовала немалых хлопот. Отапливать помещение начинали за неделю до бала, а чтобы одновременно зажечь 880 свечей, освещавших зал, требовалось не менее 150 слуг. Для важных и долгожданных гостей выбирали самые длинные свечи, а для гостей не слишком желанных- свечи покороче: ведь по традиции вечер заканчивался, когда догорали свечи. В наши дни в залах дворца-музея Шенбрунн больше не танцуют. Как правило, на бал может попасть любой желающий — имеет он по роду занятий отношение к организаторам бала или нет. Нужно купить билет, который обычно стоит не дороже 750 австрийских шиллингов (примерно 60 долларов). На самые престижные балы приобретать билеты следует загодя, и стоит это удовольствие дороже. А чтобы, например, зарезервировать ложу на Оперном балу, понадобится 200 тысяч шиллингов.

Балы приносят существенный доход городской казне. В феврале гостиницы Вены переполнены. С расчетом на интерес туристов возобновляются некоторые забытые балы. Не так давно был возрожден бал венских прачек, необычайно популярный в прошлом веке (не в последнюю очередь потому, что работницы прачечных щеголяли во фривольных платьицах выше колен — это привлекало на бал господ с толстыми кошельками, надеявшихся найти здесь любовные приключения). Как одеваться на бал — отдельная тема. Наряд мужчин на каждом балу оговаривается в билете-приглашении. На самые элегантные — вроде Оперного бала — это «фракцванг» («фрак обязателен»). Иногда можно прийти либо во фраке, либо в смокинге, а на балы попроще достаточно и темного костюма. Дамам сложнее, особенно тем, кто ездит на балы несколько раз в год, бальный гардероб нужно обновлять как можно чаще. По негласному правилу нельзя, чтобы тебя увидели на разных балах в одинаковом наряде. Нужно либо каждый раз надевать новое платье, либо… полностью менять компанию (но как застраховаться от случайных встреч?). Бальное платье — удовольствие недешевое, поэтому многие шьют его сами. Зато в венских магазинах «секонд хэнд» немало уже «использованных» нарядов. Для тех, кто может себе позволить часто менять наряды, в Вене существует немало соответствующих магазинов. В престижном и популярном «Рорр & Kretschmer» в центре города можно купить платье известного дизайнера и точно быть уверенным, что второго такого на балу не встретишь. Каждый год коллекция обновляется, стоимость нарядов колеблется от 7 до 70 тысяч шиллингов. Среди клиентов магазина — политики и финансисты из Европы, арабские шейхи, туристы из Японии, Израиля, России и Грузии. Каждый год в «Рорр & Kretschmer» продается примерно две сотни платьев, к которым здесь же можно подобрать необходимые аксессуары — от туфелек до сумочки. А те, кого не особенно заботит «эксклюзивность», всегда могут взять фрак или бальное платье напрокат. Туристам, обратившимся в пункт проката, наряд доставят прямо в гостиницу за несколько часов до начала бала.

Бал — это не только веселье, музыка, вальсы, это ещё и общественное явление, стиль жизни. С детства венские мальчики и девочки знакомятся с атмосферой волшебного праздника, столь неузнаваемо преображающего их родителей, и сами с нетерпением ожидают, что рано или поздно и они тоже смогут прикоснуться к этой сказке. Прежде чем дебютировать на балу, все юноши и девушки с 16 лет берут уроки в танцевальной школе. Их в Вене более сотни. Например, знаменитая школа Эльмайера, которую в 1919 году основал отставной кавалерийский офицер Вилли Эльмайер фон Вестенбругг. Сегодня дело деда продолжает его внук Томас Шефер-Эльмайер — он учит мальчиков и девочек не только вальсу, польке, кадрили и современным бальным танцам, но и даёт уроки европейского этикета, хранительницей которого по праву считается Вена. Первый бал, первое волнение ожидания, танец дебютантов, начало взрослой жизни… Бал похож на сказку. Он дает возможность любой девушке на миг почувствовать ceбя Золушкой в платье «от феи», а юноше ощутить себя принцем — красивым, благородным и преданным даме своего сердца…

И. Б.
© Журнал GEO