Особенности национального восхождения
Не откроем Америки, если скажем, что одна из основных проблем, которая сейчас беспокоит думающую российскую общественность, — духовное и нравственное состояние молодого поколения на исходе XX века. Лучшие умы предлагают самые разные рецепты исцеления «поколения пепси» — от закрытия государственных границ до введения в школьную программу дополнительных предметов… Но, по мнению автора этой статьи, президента Российского общества современного танца Владимира САМОРОДСКОГО, лекарство уже давно существует.
Отвлечь молодежь от наркотиков и алкоголя можно, только противопоставив
Что же изменилось в танцевальном мире за годы, прошедшие с той поры? Ничего! Процесс идет… и чем дальше, тем круче и пышнее, дороже и высокомернее. Часто слышишь: «Это элитарный вид спорта, для богатых и знаменитых». А как же быть с нами, самыми обыкновенными, с нашими детьми и миллионами других детей?
«Увы, — отвечают. — Нет больших денег — нет большого спорта». Диву даешься, когда слышишь подобное. Не от этой ли эгоистичной философии наша страна бедная, не от этого ли в России многое поставлено с ног на голову?
Мир спортивного танца напоминает горную страну. Многие государства обозначены на ней своими Монбланами, Эверестами, другими заметными вершинами. У России тоже есть своя — этакий Эльбрус, сияющий величием и красотой, неприступный, но очень притягательный. Все начинающие танцоры сразу же хотят карабкаться на его вершину, обливаясь потом, ломая руки и ноги, души, сваливаясь с очередных препятствий — рейтинговых турниров, — громогласно проклиная нереализованные надежды и чаяния. Чем ближе к вершине, тем сильнее увеличивается плотность претендентов. Растут и денежные затраты, доходя до критических, истинная величина которых скрыта от непосвященных магическим панцирем «спортивной дисциплины». Редкая птица может самостоятельно долететь до середины горы. Даже
Чемпионы — это звезды, порой неимоверной величины и яркости блеска. Их великолепие озаряет не только все вокруг, но и вершины за горизонтом. Их сияние зажигает другие сердца, но тепла не прибавляет. Не потому ли на вершине довольно зябко? Тренеры — это чародеи и маги, священные жрецы, которые в зеркальном мире своих танцевальных залов куют на английской наковальне золото побед.
Судьи —
Чем ниже к подножию горы, тем меньше количество и ниже качество соревнующихся в спортивных танцах. У самого же основания жизнь еле теплится. Даже тех, кто свалился с Олимпа, не видно.
Но ведь существуют не только вершины, есть ещё и долины, в них — по мысли Господа Бога — как раз сосредоточена вся сила жизни, а значит, и плодородия. Здесь климат теплый и мягкий, обширные леса и луга полны неиспользованных ресурсов, чистые воды рек. как кровь в жилах человека, несут жизнь и процветание. Да и места много — хватит всем. Тем более странно, что долины массового танца российский танцевальный дух обходит стороной. Он, как родился, — шасть на покорение вершины, сразу пытается влиться во вселенское движение стать чемпионом. А как же — слава, успех, почет, деньги! Голову пьянят и кружат звуки медных труб. О похмелье предпочитают не думать.
Наивные, они все думают стать чемпионами! Один, два, сто, но не миллионы же добьются этого… Это бы усердие по взятию вершин — да в долины: сеять, строить, создавать благоденствие. Ан нет, не вдохновляет! Иностранные специалисты заработав весьма неплохие деньги в российских долинах, удивляются таланту российских танцоров. «Как много у вас детей танцует. Очень хорошие дети! — говорят они. — Но у вас плохая техника».
И правда, откуда ей взяться, хорошей, если 30 лет мы используем их технику, а создать свою не можем (или не хотим?). Скорее второе, поскольку создали же свое, оригинальное, в фигурном катании, гимнастике — там и побеждаем. А сколько бы образовалось новых рабочих мест, какая прибыль, а наши приобщенные к культуре дети, а авторитеты, престиж?.. Но увы, тишина… Пока гром не грянет…
И он грянул 17 августа 1998 года. И если сначала
Господь создал мир в гармонии и различных пропорциях. Нарушать их безнаказанно никому не дано. Нужно срочно исправлять перекосы и диспропорции национального танцевального спортивного танца. И что бы нам ни говорили о его национальных особенностях, дороги на Олимп — при всей их непохожести — берут свое начало в долинах массового социального танца. Надо только найти силы отказаться от Сизифова труда толкать камни на вершину, а уложить их в основание нашего танцевального дела.
Нужно создать свое производство с собственной инфраструктурой, перспективой расширения, Девиз социального танца — быстро, легко, весело и недорого, а значит — массово. Отсюда и доход, и радость человеческого общения. Вырастете олимпийского чемпиона — отлично, но если нет. он появится у
За последние 5 лет, обобщив опыт Европы, США, Австралии, удалось освоить и дополнить систему испытаний на медали, применимо к особенностям национального танцевального спорта. Создана программа тропических спортивных танцев и программа свободного стиля —
Ещё раз повторю — это выгодно экономически и нравственно. Поскольку это — технология процветания и веры в завтрашний день, освобождение от закостенелости и поклонения идолам. Познав хоть раз в детстве светский мир, новое поколение не позволит никому загнать себя в сумерки застоя и апатии.
Вспомните, как мы смеялись над фразой Николая Николаевича: «Такой хоккей нам не нужен». А ведь только сейчас начинаешь понимать, как он был прав и что он, по существу, имей в виду. Нравственный выбор стоит всегда и у всех. Золото побед не должно пpeвращатся в презренный металл наживы. Да, спорт творит чемпионов, кумиров для многих. Сами чемпионы привлекают миллионы любителей. Те и другие — одно целое, неразрывное, гармонично зависимые друг от друга. Олимпийские игры считаются вершиной вcex соревнований планеты только по одной причине — их высочайших нравственных принципов. В честной борьбе мы добьемся любой благой цели, в страхе и зависти любые богатства не принесут нам счастья.
От редакции. Мы надеемся, что после прочтения этого материала найдется немало лиц, владеющих вопросом, которые захотят вступит в дискуссию с автором статьи судьбе российского бального танца.
Журнал «Мир танца»