Звоните, записывайтесь:
(495)
(495)


 

Социальный танец — развлечение для всех

За последние 20 лет в России наибольшую популярность в бальном танце получила так называемая интернациональная спортивная программа, а точнее английская школа бального танца. Ушла в историю советская программа, одиозная и явно не конкурентная интернациональным танцам, но она была нашей, своей, и отсутствие на международном рынке танца российской продукции вызывает у меня грусть и печаль за свою богатую на танец и исполнителей страну.

Быть может, многие не знают, но мир спортивного танца стремительно расширяется. Уже не по 10, а более чем по 60 танцам устраиваются соревнования, изменяются формулы и правила, появляются новые танцы, множатся международные организации, растет количество стран-участников. Мир танца стремительно совершенствуется, расширяются его границы не только количественно, но и качественно. И на этом фоне Россия, великая страна искусства и спорта, остается в стороне, безучастная к этому кипению жизни, как спящий гигант.

За 25 лет Ваш покорный слуга приложил немало труда в деле становления спортивного танца. Было много трудностей, запреты, подпольные конкурсы, письма в газеты ЦК КПСС, отсутствие элементарных знаний и информации, потом был прорыв в ГИТИС, международные конкурсы, судейство всех уровней, большой коллектив и, наконец, руководство Русским обществом социального танца (РОСТ).

Чем больше я наблюдал отточенную технику английских чемпионов, тем чаще и настойчивее я задавал себе вопросы и старался найти на них ответ. У кого учатся английские тренеры и педагоги, какой шанс у российских пар обыграть англичан и возродить славу российской школы танца? Более того, дело даже не в чемпионах, а в нашем обществе, в нашей культуре.

Как современный танец сделать социальным, способным просветлять все общество, вносить в него светлую позитивную энергию, быть доступным и нужным 90% населения и по оплате и по чувствам? Как спортивные акции превратить в балы для людей с улицы, а не только для избранных с тугими кошельками?

Как зрители, участники, судьи могут остаться потанцевать после соревнования, пообщаться в неформальной, дружеской атмосфере танцевального вечера? Иными словами, сделать танец общедоступным и в то же время высокохудожественным? Сто лет назад такое качество смогли придать драматическому театру Станиславский и Немирович-Данченко. Опять же в России, опять же в этой области искусства, где оно элитарно как по финансам, так и по содержанию. Театр приобрел высшую форму значимости, он стал социален, нужный всем и каждому.

Как не гордыня и тщеславие, деньги, медали и слава, а любовь и доброжелательность, светскость и учтивость могут стать путеводными звездами для многих из нас?

Хорошие вопросы, скажете Вы, да ответы на них далеко не простые. Красивых слов много, а на деле все думают только о своей выгоде, и Вы будете правы. Кто спорит, что выгода не нужна каждому? Но, по-моему, выгода только тогда реальна, если мы не только получаем, но и можем отдавать, и делать это надо вначале. В олимпийской хартии записано: не рекорды, а участие всех — главная цель крупнейших соревнований планеты.

Деньги, политика, чемпионы — все это вторично, это только точка опоры для главного — вовлечения всех людей Земли на светлую и нравственную сторону Силы, лечению от сил зла силой добра и света.

Пожалуйста, не думайте, что я мечтатель и летаю в облаках. Я летаю во сне, хотя мне недавно и исполнилось 50 лет. Воспринимаю мир, как он есть, но безучастным и равнодушным к нашим проблемам быть не могу. Более того, подглядеть оригинальное, полезное и применить у себя на свой манер считаю достойным делом, соответствующим своей фамилии.

За последние 4 года удалось посмотреть с большим вниманием лучшие школы танца США, Великобритании, Европы, принять участие в крупнейших конгрессах по джазовому спортивному и социальному танцу, создать в России общество социального танца и выстроить последовательную систему преподавания, а точнее, развлечения для всех, у которой есть девиз — «Быстро, легко, весело!» Но самое приятное открытие было в том, что каждый клуб танца может преуспеть и в количестве и в качестве, если он занимается социальным танцем.

Ниже я хотел бы рассмотреть 4 аспекта, которые, на мой взгляд, позволяют выйти российскому миру танца на спираль подъема как в общедоступном, так и в художественном значении.

Во-первых, англичан не победить их оружием. Нужно что-то свое, оригинальное и необычное, в чем мы сильнее по своей природе и культуре. Вспомните наших коллег-танцоров на льду. Как только они ввели произвольную программу к обязательной английской школе танца на льду, дела их пошли в гору и победа была в конце концов на их стороне.

Во-вторых, американская школа танца имеет прекрасную, детальную классификацию и методику по шоу и театральному бальному танцу, которую просто грех не использовать нам, россиянам. Более того, именно американский стиль спортивного танца дает реальный естественный характер бального танца с ароматом и цветом, стилем и духом тропических стран. Высоко оценивая английскую школу, её качество и четко отрегулированной рынок влияния, трудно, однако, представить остров в Северном море родиной латиноамериканских танцев!

В-третьих, российской школе нужны деньги. И они есть, лежат у нас под ногами, точно так же, как лежат и у англичан, американцев, немцев и т. д. Только эти господа имеют технологию получения денег, а мы как бы не имеем. Но я повторяю: технология эта именно социального танца, т. е. танца для всех и мудреного тут мало. Здесь больше внимания к потребностям в отдыхе и достойного развлечения большинства нормальных людей, даже инвалидам здесь есть место для реализации себя.

Часто спрашивают: социальный и спортивный танец конкурентны? А я спрошу Вас — левая нога конкурентна правой? И да, и нет. Нам с Вами одинаково дороги оба участника движения. А шаг в бальном танце величина номер 1. Одно позволю себе заметить, что Его Величество Танец — это прежде всего чувства и эмоции, выраженные посредством пластики тела, в котором ноги хотя и играют важную роль, но далеко не самую главную. А это означает: в бальном танце больше возможности, чем мы сейчас себе представляем. Надо только умело распорядиться ими.

Если мы сможем приобщить к пластике ног сердце и разум, гармонию тела и искру Божью, то мы сможем создать самобытную российскую школу спортивного бального танца, удалую и искрометную, зажигательную и задушевную, под стать лучшим традициям российского искусства, спорта и народа в конце концов.

И, наконец, в-четвертых, главной целью для бального, спортивного, социального танца являются улучшение жизни нашего общества, отдых людей, воспитание детей, здоровье и радость жизни. Это сверхзадача, и у нас есть инструмент к её разрешению — социальный танец. Он, как пирамида, охватывает и объединяет современный танец в гармоничную общность, где каждый её элемент взаимозависим, а вместе они несут важную социальную миссию, в которой есть место всем, но в гармонии и пропорциях, без перекосов и недоделок, что и положено для пирамиды. Чтобы строить, нужна единая мера, приемлемый для всех эталон, и в мире танца такой эталон есть. Имя ему — Бал. Символично, ЧТО именно бал является однокоренным словом со словами бальный и балет. Бал — это все! И конкурс, и званый вечер, и турнир, и общественный раунд людей одного круга, вход в который никому не заказан. К сожалению, мы отчасти утеряли блеск и притягательность этого эталона, его демократичность и романтизм. Часто под Бал маскируют тусовки, презентации, банкеты, дискотеки, спортивные соревнования. Несомненно, отдельные их элементы напоминают Бал — столики, музыка, народные костюмы, важные персоны, танцы-шмансы, концертные номера, цыгане, ряженые и многое другое, да только это не бал, а что-то другое.

Нет в общественной жизни более приятного и трепетного, в высшей степени почетного и демократичного вечера, чем Бал. Бал будет таковым только тогда, когда Его Величество Танец от простого диско, через Вальс и Румбу до театрального и симфонического балета, побудит добрые чувства, воспитает эмоции, сохранит традиции, создаст свет и вызовет ответный свет в сердцах присутствующих, имя которым — светское общество.

Это общество было и будет всегда, пока есть мама и малыш, друзья и семья, любовь и радость созидания и многое другое. Все это — источники света в наших душах, маленькие очаги светской культуры, светских отношений, а значит источники и светского общества.

Они были, есть и будут. Их надо только видеть, и помогать множиться. И лучшим местом, чтобы собрать их вместе, укрепить и расширить, может быть только Бал. И самое последнее: чтобы мы жили лучше, мы должны, прежде всего, этого хотеть. Чтобы захотеть, надо увидеть и загореться, потрогать и примерить самому. За границу смогут поехать не все. Значит здесь, у нас дома, нужны элитарные центры европейского уровня жизни, доступные всем и социальный танец здесь не новичок, а постоянный жилец.

г. Москва 29.10.97 г.